Аргентинское Танго
|
аргентинское танго | муки творчества |
Херардо
Матос Родригес
МАТОС РОДРИГЕС Херардо (Gerardo Hernan Matos Rodriguez), 28.03.1897 – 25.04.1948, Монтевидео, – уругвайский и аргентинский композитор, пианист-любитель и журналист. Прославился как автор "Кумпарситы" (La Cumparcita) – самого знаменитого танго мира. Матос Родригес написал его будучи студентом университета в Монтевидео в 1914 году (а по другим источникам, к карнавалу 1916-го). В первоначальном варианте это был небольшой (и пока еще безымянный) марш, посвященный студенческой "кумпарсе" (cumparsa) – группе, в которой в то время состоял автор: отсюда-то позднее и возникло название танго. В 1916 году в кафе Хиральда (La Giralda) в столице Уругвая выступал известный аргентин-ский пианист Роберто Фирпо (Roberto Firpo) и его оркестр, которому через своих товарищей Матос Родригес и передал ноты. Именно в этом кафе в сентябре 1916 г. (впрочем, иногда называется и более поздняя дата – 19 апреля 1917 года) впервые прозвучала ставшая впоследствии знаме-нитой "Кумпарсита".
По воспоминаниям Роберто Фирпо, во время его пребывания в Монтевидео (Уругвай) в 1916 году, где он в то время выступал в кафе "Хиральда", к нему как-то обратилась группа студентов местного университета из примерно полутора десятка молодых людей, которые сказали, что приобрели небольшой марш, из которого, как им кажется, могло бы получиться неплохое танго, и предложили сделать аранжировку этого произведения. Они попросили, чтобы он закончил работу уже к вечеру, поскольку это необходимо их молодому другу, которого зовут Матос Родригес. "Я сел за пианино, – говорит Фирпо, – припомнил два собственных танго "La Gaucha Manuela" и "Curda Completa", написанных еще в 1906 году, но не пользовавшихся большим успехом... Взял понемногу из каждого. Вечером я уже исполнял новое танго вместе с другими, такими как "Bachicha", "Deambroggio" и "'Tito' Roccatagliatta". Потрясающий успех... Однако вскоре это танго было забыто, настоящая слава пришла к нему только после того, как Энрике Марони и Паскуаль Контурси написали к нему свои слова".
Сочинение было анонимным – молодой автор то ли из скромности, то ли по наивности, не указал тогда своего имени, хотя Фирпо оно, безусловно, было известно. Роберто Фирпо доработал "Кумпарситу": используя материал соб-ственных танго он дописал вторую часть, а затем добавил и третью, использовав музыку из оперы Верди "Трубадур". Таким образом, у "Кумпарситы" фактически три компо-зитора: Родригес-Фирпо-Верди, – однако Фирпо никогда не считал себя вправе претендовать на соавторство, полагая, что своему успеху "Кумпарсита" всецело обязана именно первой части, принадлежащей Матосу Родригесу.
В 1924 году Паскуаль Контурси (Pascual Contursi) и Энрике Марони (Enrique Maroni) написали к "Кумпарсите" новые слова (первый вариант, как и музыка, принадлежал Херардо Матосу Родригесу) и она была исполнена певцом Карлосом Гарделем (Carlos Gardel). Именно эта версия, в исполнении Гарделя облетела страны Америки и Европы и сделала танго оглушительно знаменитым. Однако, поскольку слова и название (танго было записано К. Гарделем под названием "Si Supieras" – 'Если ты знал') были изменены без согласо-вания с автором, Родригес счел необходимым обратился в суд, чтобы отстоять свои права. (Кстати, во время именно этого процесса он сблизился с Гарделем и они стали хорошими друзьями). Впоследствии Матосу Родригесу пришлось еще неоднократно защищать свои права на "Кумпарситу" через суд и окончательный конец разбира-тельствам был положен только в 1948 году, когда леген-дарный "танговый" композитор и исполнитель Франсиско Канаро (Francisco Canaro), как президент Аргентинского общества авторов и композиторов (SADAIC), вынес решение, в котором были четко оговорены права и обязанности всех заинтересованных сторон: композитора, авторов обоих вариантов слов, издателей и исполнителей.
В 20-30-х годах Матос Родригес работал в Европе, главным образом во Франции, корреспондентом аргентинских газет и журналов. В 1931 году друзья - Карлос Гардель и Мануэль Ромеро - предложили Матосу Родригесу принять участие в написании музыки к кинофильму, снимавшемуся тогда в Париже. Матос Родригес это предложение принял и написал для фильма несколько песен: "El Rosal" (исп. К. Гардель), "La Serrana" (самба, которую исполнили хор и танцевальная труппа фильма), "Luces de Buenos Aires" (со словами Ромеро), "Mi Provinciana" (танго, прекрасно исполненное в фильме Софией Бозан), а также танго "Canto por no Llorar" (написанное совместно с Энрике Делфино). Кроме того Матос Родригес является автором еще нескольких произведений, однако ни одно из них не может сравниться по популярности с "Кумпарситой", благодаря которой Херардо Матос Родригес навсегда вошел в историю танго и мировой музыки.
аргентинское танго | муки творчества |
RedTail (c)